Нашему бизнесу сегодня:
34 года, 2 месяца, 18 дней
+7(921) 932-20-66




Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru




Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru

«Осуществление и совершенствование функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций Федерального казначейства за 2016 год и на 2017 год» (с сайта Казначейства)

  • /
  • Аудиторские новости /
  • Общероссийские новости /
  • «Осуществление и совершенствование функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций Федерального казначейства за 2016 год и на 2017 год» (с сайта Казначейства)


3.2. Осуществление и совершенствование функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций

3.2.1. Осуществление функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ) аудиторские организации обязаны проходить ВККР АО со стороны саморегулируемых организаций аудиторов
в отношении своих членов и уполномоченного органа по контролю
и надзору в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги
по обязательному аудиту организациям, указанным в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ.
Предметом ВККР АО является соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Важно отметить, что количество аудиторских организаций, осуществляющих аудит организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ из года в год уменьшается: если в 2014 году общее количество таких организаций в России составляло 924, то к началу 2016 года их число снизилось до 743 (на 19,6 процентов). Соответственно, снижается и количество организаций, включаемых в План Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – План Росфиннадзора), вместе с тем, процентное соотношение запланированных проверок
от общего числа аудиторских организаций, осуществляющих деятельность
в отношении общественно значимых организаций, ежегодно остается примерно на равном уровне 32–34 процентов (таблица 21).
Динамика исполнения государственной функции за 2012–2016 годы показывает, что количество проведенных плановых проверок по отношению к запланированным из года в год снижается, что связано с ростом количества проверок, исключенных из Плана Росфиннадзора в связи
с выходом аудиторских организаций из членов саморегулируемых организаций аудиторов.
Таблица 21
№ п/п
Наименование показателя
2012
2013
2014
2015
2016
1.
Количество запланированных проверок на очередной год
123
305
320
258
260
2.
Количество проведенных внешних проверок, в том числе:
115
300
293
237
239
2.1.
плановых
113
296
287
227
217
2.2.
внеплановых
2
4
6
10
22
3.
Количество аудиторских организаций, в отношении которых применены меры воздействия
97
240
247
191
188
4.
Количество принятых решений о применении мер воздействия, в том числе:
103
262
247
191
188*
4.1
предупреждение о недопустимости нарушения требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов
87
181
209
149
120
4.2
предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения
9
37
28
34
44
4.3
предписаний в саморегулируемые организации аудиторов о приостановлении членства аудиторской организации
5
32
5
5
13
4.4.
предписаний в саморегулируемые организации аудиторов об исключении сведений аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов
2
12
5
3
11
5.
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, в том числе:
9
11
16
24
29
5.1.
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.4.1 КоАП (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения внешних проверок)
8
8
10
7
8
5.2.
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.5 КоАП (за невыполнение в законный срок предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки нарушения правил аудиторской деятельности)
1
0
0
0
0
5.3
ответственность за которые предусмотрена ст. 19.7 КоАП (за предоставление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде)
0
3
6
17
21
 

*Из которых 22 меры воздействия по итогам проверок, проведенных в 2015 году

 
В связи с прекращением профессиональной деятельности и по иным основаниям, предусмотренным Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 489, из Плана Росфиннадзора были исключены 37 аудиторских организаций (14,2 %
от общего числа проверок запланированных на 2016 год) (диаграмма 52).
 Диаграмма 52
При осуществлении государственной функции по ВККР АО
в 2016 году было проведено 239 выездных внешних проверок качества работы аудиторских организаций, в том числе:
– 217 внешних проверок, предусмотренных Планом Росфиннадзора проведения проверок на 2016 год (97,3 % за вычетом исключенных
из Плана Росфиннадзора);
– 22 внеплановых проверки аудиторских организаций в связи
с поступлением жалоб на действия (бездействия) аудиторских организаций, а также в целях обеспечения контроля за надлежащим исполнением ранее выданных предписаний, обязывающих устранить выявленные
по результатам проверок нарушения.
 
Кол-во аудиторских организаций, исключенных из плана
Кол-во запланированных проверок аудиторских организаций
По результатам проведенных в 2016 году проверок ВККР АО было вынесено 188 решений о применении мер воздействия (диаграмма 53), в том числе:
– 120 предупреждений аудиторских организаций о недопустимости нарушения требований Федерального закона № 307-ФЗ, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов
и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (63,8 % от общего количества принятых решений о применении мер воздействия);
– 44 предписания, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения правил аудиторской деятельности (23,4 процентов);
– 13 предписаний в саморегулируемые организации аудиторов
о приостановлении членства аудиторской организации (7,0 процентов);
– 11 предписаний об исключении сведений об аудиторских организациях из реестра аудиторов и аудиторских организаций, аудиторов
в саморегулируемые организации аудиторов (6,9 процентов).
Диаграмма 53
 
Необходимо отметить изменение структуры решений о применении мер воздействия по сравнению с предыдущими периодами, что может свидетельствовать об усилении контроля за надлежащим устранением аудиторскими организациями выявленных нарушений системного характера, оказывающих всеобъемлющее негативное влияние на качество оказываемых услуг.
Кроме того, в рамках исполнения государственной функции
в 2016 году было составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (8 протоколов – за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (статья 19.4.1 КоАП); 21 протокол – за представление сведений (информации)
в неполном объеме или искаженном виде (статья 19.7 КоАП).
По результатам проведенных проверок направлены в суд два исковых заявления о признании аудиторских заключений заведомо ложными
по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона
№ 307-ФЗ, в отношении ООО «Корн-Аудит» (очередное судебное заседание назначено на 21 апреля 2017 года) и исковое заявление
в отношении ООО «Универс-Аудит» (очередное судебное заседание назначено Арбитражным судом Амурской области по делу
№ А04-9981/2016 на 16 февраля 2017 года).
Эффективность осуществления функции характеризуется показателями подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля
и надзора в финансово-бюджетной сфере» Госпрограммы № 40 (таблица 22).
Таблица 22
Показатели
2013
2014
2015
2016
Количество аудиторских организаций, проводивших обязательных аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ
1 033
924
800
743
Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных Федеральным казначейством за отчетный период
300
293
237
239
Плановый уровень индикатора 4.9, предусмотренный на отчетный период
> 10 %
10 %
10 %
15 %
Уровень фактически достигнутого индикатора 4.9 за отчетный период
29 %
32 %
29,6 %
32,2 %
В 2016 году Федеральным казначейством проведены 239 внешних проверок качества работы аудиторских организаций из 743 аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (32,2 процентов). Величина данного показателя свидетельствует о достижении Федеральным казначейством целевого индикатора (15 процентов). Достигнутые показатели подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля и надзора
в финансово-бюджетной сфере» Госпрограммы № 40 свидетельствуют
о высокой результативности осуществления Федеральным казначейством функции по ВККР АО, что способствует обеспечению реализации прав пользователей на получение достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, указанных
в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ.
Эффективность проведения проверочных мероприятий положительно влияет на повышение качества работы аудиторских организаций, вытеснение с рынка аудиторских услуг недобросовестных
и неквалифицированных участников и, в целом, на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации путем повышения доверия к результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.
2016 год
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
от 11 августа 2016 г. № Пр-1596 и в соответствии с приказом Федерального казначейства от 28 октября 2016 г. № 405 «Об утверждении Порядка внесения информации о проведении плановых и внеплановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ,
об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок» информация об исполнении государственной функции по ВККР АО
в 2016 году была размещена в автоматизированной системе «Единый реестр проверок».

Разработка планов проведения плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» Федерального казначейства и его территориальных органов на 2017 год (далее – Планы проверок) осуществлялась в соответствии с Положением по организации планирования проверок и согласования проведения внеплановых проверок в Федеральном казначействе при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5Федерального закона № 307-ФЗ, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. № 237, с использованием риск-ориентированного и циклического подходов, в рамках которой была проведена аналитическая работа по отбору аудиторских организаций
на основе анализа рисков их аудиторской деятельности, с учетом информации, полученной от Банка России, Минфина России, Росимущества, Агентства по страхованию вкладов и саморегулируемых организаций аудиторов.

Сводный план проведения плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Федерального казначейства
на 2017 год, включающий 260 проверок, своевременно согласован, утвержден и размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  • Уменьшение числа аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (на конец 2012 года – 1033, 2013 года – 924, 2014 года – 800 и 2015 года – 743 аудиторских организаций)
  • Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего периодичность проведения проверок один раз в 3 года.
До 1 сентября 2016 года подготовлены и направлены в соответствующие органы прокуратуры проекты планов проверок на 2017 год (в разрезе ЦАФК и ТОФК), которые своевременно размещены на сайтах соответствующих органов прокуратуры и Федерального казначейства.
На 2017 год предусмотрено проведение 260 проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Информация о Планах проверок, обновленный перечень актов, которыми Федеральное казначейство руководствуется в своей деятельности и перечень НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора в сфере ВККР АО, размещены на Официальном сайте www.roskazna.ru.

3.2.2. Совершенствование функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций

ВККР АО является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества аудиторских услуг. Наличие независимого
от аудиторской профессии государственного органа, уполномоченного
на осуществление функции по внешнему контролю качества аудиторской деятельности в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам, является одним
из ключевых требований к эффективной системе регулирования аудиторской деятельности, обеспечивающей прозрачность экономики благодаря заслуживающему доверия, независимому подтверждению достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
Функция ВККР АО осуществляется уполномоченным государственным органом в Российской Федерации с 2012 года, постоянно совершенствуясь, в том числе благодаря изменениям в экономике и иных сферах.
В этой связи в 2016 году был предпринят комплекс правовых
и организационно- распорядительных мер, наиболее значимыми из которых являются следующие.
1. Во исполнение Плана мероприятий по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № Пр-2629, утвержденного Минфином России 19 февраля 2016 года:
– подготовлены и направлены в Минфин России предложения
в проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности
в Российской Федерации (одобрена Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 года). Подготовлены предложения по разработке плана реализации Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности Российской Федерации;
– в рамках совершенствования института ответственности аудиторов и аудиторских организаций за нарушение НПА Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе в части ответственности за выдачу заведомо ложных аудиторских заключений, было принято участие в работе по обсуждению проекта федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также разработаны и направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации;
– подготовлен Временный классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности
15 декабря 2016 года). Для целей работы над документом с привлечением представителей профессионального сообщества и саморегулируемых организаций аудиторов приказом Федерального казначейства от 21 октября 2016 г. № 388 была создана рабочая группа, которая продолжает свою работу и готовит предложения по дополнению указанного классификатора
с учетом требований Международных стандартов аудита.
2. В 2016 году подготовлены и направлены в Минфин России предложения по совершенствованию НПА, регулирующих аудиторскую деятельность:
– проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2013 г. № 3н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции
по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом № 307-ФЗ;
– предложения по внесению изменений в Федеральный закон 
№ 307-ФЗ и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации внесен соответствующий проект (№ 1132191-6), который был принят в первом чтении. Указанный законопроект направлен на повышение результативности ВККР АО и включение основной части норм, определяющих организацию и проведение проверок, в отраслевое законодательство. В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № П13-63079 подготовлены предложения по внесению изменений в законопроект, направленные
на обеспечение единообразного применения норм федеральных законов;
– заключение о рассмотрении предложений Банка России
по внесению изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ;
– предложения в части введения института погашения мер воздействия, примененных в отношении аудиторской организации, аудитора (решение по вопросу введения института погашения мер воздействия приняты на заседании Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности 5 июля 2016 года и Совета по аудиторской деятельности
22 сентября 2016 года);
– проект порядка применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций (одобрен 7 февраля 2017 года Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности).
3. Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и обращений иных государственных органов проведена работа по следующим значимым направлениям осуществления ВККР АО, в том числе с привлечением
по ряду вопросов представителей аудиторского сообщества – саморегулируемых организаций аудиторов:
– издан приказ Федерального казначейства от 27 октября 2016 г. № 403 «О создании Рабочей группы по подготовке перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ, а также подготовлен и размещен
на Официальном сайте www.roskazna.ru соответствующий перечень;
– в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 г. № П36-51424 подготовлена информация
по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы в части механизма досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающий в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю;
– направлены письма в Минэкономразвития России о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»
по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы.
4. Федеральное казначейство в течение 2016 года осуществляло взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации
по вопросам правового обеспечения ВККР АО. Представители Федерального казначейства на регулярной основе принимали участие
в заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа.
В целях оперативного получения информации в рамках осуществления ВККР АО согласованы проекты технологических карт межведомственного взаимодействия в электронном виде с ФНС России
и Росстатом России. Согласованные проекты технологических карт направлены на экспертизу в Минэкономразвития России и Минкомсвязь России.
5. Федеральное казначейство в 2016 году непрерывно осуществляло взаимодействие с саморегулируемыми организациями аудиторов
по вопросам информационного обмена и методического обеспечения деятельности по организации ВККР АО.
Приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. № 236 создан Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и 6 сентября и 25 ноября 2016 года проведены заседания с участием представителей Минфина России, Контрольного управления Президента Российской Федерации, Росимущества, Агентства по страхованию вкладов, Банка России, саморегулируемых организаций аудиторов. На заседаниях рассмотрены актуальные вопросы осуществления ВККР АО, в том числе эффективности его осуществления, нормативно-правового регулирования и перехода на международные стандарты аудита.
На Официальном сайте www.roskazna.ru в разделе «Совет
по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» размещены регламентирующие документы и результаты деятельности совещательного органа.
Для обеспечения эффективного информационного взаимодействия, снижения двойной нагрузки на объекты надзора, а также для оперативного контроля исполнения мер воздействия, применяемых к аудиторским организациям, и снижения числа организаций, уклоняющихся от ВККР АО, были подписаны соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федерального казначейства с саморегулируемой организацией (далее – СРО) аудиторов Некоммерческого партнерства «Российская Коллегия аудиторов», СРО Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество», СРО Некоммерческого партнерства «Институт Профессиональных Аудиторов», СРО «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов».